Главная

Расписание

Вопросы по курсовой

назад

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Пермский государственный университет»

Кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРАКТИКА

Методический материал
для студентов экономического факультета
специальности  080 507.65 «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Пермь 2009


Авторы-составители: к. э. н. доцент Л.Г. Бурылова, д. э. н., профессор Прудский В. Г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРАКТИКА  - методический материал для студентов 4 курса очного отделения экономического факультета ПГУ специальности 080 507.65 «Менеджмент организации» /Пермь: Пермский государственный университет. 2009 - 16 с.

Программа экономической и менеджмента практики разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 507.65 «Менеджмент организации» и рекомендаций Учебно-методического объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента.

 

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского государственного университета


I. Общие методические требования и положения организации и проведения экономической и менеджмента практики согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

1.1. Области профессиональной деятельности специалиста с квалификацией «менеджер», на ознакомление с которыми нацеливается экономическая и менеджмента практика:

  • обеспечение эффективного управления организацией,
  • организация систем управления,
  • совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

1.2. Объекты профессиональной деятельности специалиста с квалификацией «менеджер», в организационно-хозяйственных системах которых проводится экономическая и менеджмента практика:

  • различные организации экономической, производственной и социальной сферы,
  • подразделения системы управления государственных предприятий,
  • подразделения системы управления акционерных обществ и частных фирм,
  • научно-производственные объединения,
  • научные, конструкторские и проектные организации,
  • органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

1.3. Основные виды профессиональной деятельности специалиста с квалификацией «менеджер» в соответствии с его назначением и местом в системе управления, которые осваивает студент в ходе прохождения экономической и менеджмента практики:

  • управленческая,
  • организационная,
  • экономическая,
  • планово-финансовая,
  • маркетинговая,
  • информационно-аналитическая,
  • проектно-исследовательская,
  • диагностическая,
  • инновационная,
  • методическая,
  • консультационная,
  • образовательная.

II. Общие цели и задачи экономической и менеджмента практики

В ходе прохождения экономической и менеджмента практики студент должен
2.1. Систематизировать, углубить и придать практическую направленность своим знаниям, приобретенным в ходе теоретического обучения.
При этом основное внимание должно быть уделено развитию навыков выявления проблем организаций экономического характера при анализе конкретных ситуаций, разработки способов их решения, а также умений оценивать ожидаемые результаты, первоначально приобретенных при изучении таких дисциплин как «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг», «Логистика», «Антикризисное управление», «Управление качеством», «Теория организации», «Организационное поведение», «Управленческие решения», «Исследование систем управления», «Экономика организации», «Бухгалтерский учет».

2.2. Развить и углубить свои навыки и умения:

  • систематизировать и обобщать управленческую информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать рецензировать тексты;
  • использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
  • критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности на соответствующих отраслевых рынках;
  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономико-управленческих задач.

2.3. Развить свои умения применять системный подход к разработке и реализации управленческих решений возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:

  • Системный подход - особый способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход - методология исследования объектов как систем. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система организации состоит из двух составляющих: внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы.
  • Системы делят на два основных типа: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия,  независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
  • Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. От взаимодействия подсистем возникает полезный синергетический эффект. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
  • Производственные системы – это особый класс систем, состоящих из трудящихся, орудий и предметов труда и других элементов, необходимых для функционирования системы, в процессе которого создаются продукция или услуги. Любая фирма является сложной самоорганизующейся системой.
  • Самоорганизация - свойство приобретать пространственную, временную, функциональную или иную структуру без специфического воздействия извне.
  • В процессе взаимодействия с внешней средой в организацию поступают: информация, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
  • Осуществляя в соответствии со своими целями, хозяйственную, экономическую, научную деятельность, организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в товары, работы или услуги. Эта продукция, работы и услуги являются выходами организации, результатами, выносимыми в окружающую среду.
  • Если система управления производственной системы эффективна, то в процессе функционирования образуется добавочная стоимость.

2.4. Развить свои умения применять ситуационный подход к разработке и реализации управленческих решений возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:

  • Ситуационный подход имеет прежде всего прикладной характер; он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим его фактором выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
  • Ценностью данного подхода является возможность заранее определить, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход сопоставляет конкретные приемы, методы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.
  • Согласно ситуационному подходук управлению, организационная структура предприятия и её элементы есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Для использования подхода на практике следует определить, каковы значимые переменные ситуации и степень их влияния на эффективность организации.
  • Методами ситуационного анализа выступают: обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты; кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки.

2.5. Развить свои умения применять процессный подход к разработке и реализации управленческих решений возникающих перед управляемыми организациями (предприятиями) проблем, исходя из следующих положений:

    • Управление рассматривается как процесс – серия непрерывных взаимосвязанных действий, посредством которых менеджером достигаются цели и решаются задачи с помощью других людей. Эти действия, каждое из которых также является самостоятельным процессом, называются функциями.
    • Сумма всех функций, взаимосвязано реализуемых менеджером в процессе решения поставленных задач и достижения выдвинутых целей, представляет собой процесс управления.

В ходе прохождения практики студент должен предметно ознакомиться с особенностями и характером реализации в организации (предприятии) основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

 

III. Управленческие задачи экономической и менеджмента практики

Реализуя системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту, студент должен развить свои навыки выявления, постановки и решения в общественно-хозяйственных организациях (предприятиях) практических управленческо-экономических  задач.
Исходя из видения организации (предприятия) как общественно-хозяйственной системы (рыночного субъекта) с соответствующей внутренней и внешней средой, студент должен проанализировать эти аспекты организации (предприятия).

3.1. Осуществить анализ внутренней среды организации (предприятии) по следующим направлениям:

    • производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;
    • персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
    • организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
    • маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
    • финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Результатом анализ внутренней среды организации (предприятии) должно стать выявление ее сильных и слабых сторон как субъекта (агента) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.

3.2. Осуществить анализ внешней среды прямого воздействия организации (предприятии) по следующим направлениям.

    • Внешняя среда прямого воздействиявключает факторы непосредственного влияния на деятельность организации: контрагентов, учредителей, вкладчиков и акционеров, рынок труда и деятельность профсоюзов, систему законодательства, государственный контроль, потребителей и конкурентов.
    • Внешняя среда прямого воздействияв непосредственном плане выступает как определенная деловая среда – потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, государственные институты.
    • Внешняя среда прямого воздействияв общем плане выступает как определенный отраслевой рынок, отличающийся своей структурой (производственно-номенклатурной, пространственной, конкурентной) и характером динамичности (становление, расширение, стабилизация, сокращение).

3.3. Осуществить анализ внешней среды косвенного воздействия организации (предприятии) по следующим направлениям.
Внешняя среда косвенного воздействия– этоте факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование, а именно:

    • современное состояние мировой, национальной российской и региональной (Пермского края) экономики,
    • научно-технический прогресс,
    • политические процессы,
    • социокультурные процессы,
    • природно-экологическая ситуация.

Особое внимание при этом должно быть уделено выяснению особенностей текущей экономической конъюнктуры, а также специфики фазы текущего экономического цикла и фазы жизненного цикла управляемой организации (предприятия).
Результатом анализ внешней среды должно стать выявление ее возможностей и угроз, которые она несет организации (предприятию) как субъекту (агенту) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.

3.4. Осуществить стратегическое позиционирование организации (предприятии) как субъекта (агент) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики

3.5. Разработать программные предложения по решению производственно-экономических проблем и совершенствованию управления организации (предприятии).


IV. Организация прохождения практики

4.1 Экономическая и менеджмента практика студентов специальности 080 507.65 «Менеджмент организации» проводится в 8 семестре с целью ознакомления с управляемой общественно-экономической организацией как субъектом рыночных отношений и объектом менеджмента.
Срок прохождения практики – 6 недель. Рекомендуемый график прохождения практики: ознакомление с предприятием, его миссией, структурой, внешней средой, учредительными документами и т.д. – 1 неделя; изучение организации производства, управление фирмой в целом, структурными подразделениями (конкретное место стажировки) – 4 недели; сбор материала для курсовой работы и оформления отчета – 1 неделя. График может быть уточнен и детализирован руководителем со стороны вуза и места практики.

4.2. Конкретное место стажировки определяется масштабом предприятия, организации и выбранной специализацией студента. На предприятиях с цеховой структурой организации производства, местом стажировки студента может быть цех, функциональная служба аппарата управления, дочернее предприятие (филиал), в органах власти – отдел (комитет); в фирмах, специализирующихся на выполнении определенного вида услуг, к примеру, банковских, научно-исследовательских – структурное подразделение, служба, отдел управления, на предприятиях малого бизнеса – аппарат управления.

4.3. Еженедельно студент фиксирует проделанную работу в дневнике практики, который сдает на подпись руководителю практики от предприятия.

4.4. На период прохождения экономической и менеджмента практики на студентов распространяется трудовое законодательство, правила внутреннего распорядка и охраны труда, действующих на предприятия. Нарушение правил внутреннего распорядка должно быть отражено в дневнике по практике.
При необходимости сообщить в университет по телефону 2396-593 - г. Пермь, Пермский госуниверситет, кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента.

4.5. В ходе повседневного проведения практики студент должен особое внимание уделить решению следующих задач:
- изучению учредительных, плановых и отчетных документов предприятия, организации, подразделения;
- изучению практики отдельных видов функционального  менеджмента на промышленных предприятиях, в банках, страховых, консалтинговых и других фирмах, органах управления;
- ознакомлению с технологическими основами производства товара и выполнения услуг, информационным обеспечением выработки управленческих решений;
- получению навыков практической управленческой работы в выбранной функциональной сфере управления как объекта  практики;
- изучению деловой среды компании, маркетинговой и сбытовой политики;
- сбору материала для написания курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент».
4.6. Во время практики студент собирает материал для написания отчета и аналитической части курсовой работы, тема которой обговорена с преподавателем кафедры.

 

V. Содержание практики.

5.1. Практика начинается с прохождения вводного инструктажа и общего ознакомления с деятельностью организации, предприятия, цеха, отдела, службы.
Опираясь на полученные теоретические знания, студент в ходе прохождения экономической и практики менеджмента в выбранной организации обязан первоначально решить следующие задачи.
1. Определить организационно-правовую форму и особенности структуры системы управления организации (предприятия), в которой он проходит экономическую и менеджмента практику.
2. Определить конфигурацию и технологический уровень производственно-хозяйственного комплекса организации (предприятия), в которой он проходит экономическую и менеджмента практику.
3. Определить специфику организационной культуры, организационного поведения и стиля управления и деловых отношений в коллективе организации (предприятия).
4. Определить отраслевой рынок, на котором компания (предприятие) занимается своей хозяйственно-предпринимательской деятельностью, видение компании на этом рынке, а также её миссию, цели, задачи и планируемые перспективы.
5. Разработать и сформулировать резюме организации (предприятия), в которой он проходит практику, отразив в нем название, организационно-правовую форму, адрес и краткую историческую справку компании, структуру её системы управления, роль и место в этой компании организации, в которой он непосредственно практикуется.
Исходя из полученной первичной информации о внешней и внутренней среде своей организации (или её подразделения) в ходе экономической и практики менеджмента студент должен осуществить ее анализ как закрытой и открытой экономической системы.

5.2. На первом этапе организация (предприятие) рассматривается как закрытая система.

    • Такой подход к организации (предприятию) предполагает её анализ как механизма, состоящего из набора сложных и взаимосвязанных деталей: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов.
    • Желаемые результаты работы механизма - максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Способы достижения - оптимальное использование ресурсов.
    • Специфика менеджмента организация (предприятие) как закрытой системы – сведение его к оперативному управлению, оптимизации структур факторов производства и всего производственного процесса.
    • Употребление термина механистический, по отношению к организации, ассоциируется с машипоподобной системой, созданной для эффективности проведения операций. Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.

Следует учитывать, что сильные стороны модели организации как закрытой системы - это возможность эффективного установления технико-экономических связей и зависимостей между различными факторами производства. Слабые стороны - влияние человеческого фактора не просчитывается.

На базе анализа организации (предприятия) как закрытой системы студент обязан исследовать ее следующие характеристики.
5.2.1. Изучить экономику и систему организации оперативной внутрифирменной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Основное внимание при этом необходимо сосредоточить на таких аспектах как:

      • Организационно-правовая форма предприятия, год создания, отраслевая принадлежность, вид и сферы уставной деятельности предприятия, организации.
      • Организационная структура управления предприятием, цехом (вид, тип), ее характеристики по взаимодействию с человеком (корпоративная, индивидуалистская);  линейные и аппаратные полномочия структурных подразделений; степень централизации и децентрализации управления в компании, в организации.
      • Организация труда и его оплата, структура персонала: функциональная, профессиональная, квалификационная.
      • Производственная структура организации, предприятия, цеха, службы, ее оценка на соответствие стратегии фирмы, организации.
      • Типы производства продукции, выполнения услуг: массовое, серийное, индивидуальное производство, посреднические технологии, их соотношение. Построить технологическую модель изготовления основной продукции, оказания услуг.
      • Методы организации производственного процесса: поточное, партионное, единичное. Провести фотографию рабочего дня. Определить уровень  загрузки оборудования.
      • Ресурсное обеспечение предприятия, цеха, службы: расчет производственной мощности, потребной численности работающих, материальных, энергетических ресурсов на месячную и квартальную программу; планирование и организация материально-технического обеспечения.
      • Оборудование и оснащение, оценка степени их прогрессивности и уровня их использования; производственные и кооперационные связи фирмы, структурного подразделения.
      • Качество продукции: наличие сертифицированной системы управления качеством, показатели качества продукции. Организация контроля качества продукции, показатели (итоги) контроля качества.
      • Оценка финансового состояния предприятия на основе внешней финансовой (бухгалтерской отчетности): расчет финансовых коэффициентов: ликвидность, платежеспособность, рентабельность, деловая активность.

5.2.2. Изучить систему и организацию оперативного внутрифирменного планирования. Основное внимание при этом необходимо сосредоточить на таких аспектах как:

    • Бизнес-планирование операционной деятельности.
    • Система оперативно-производственного планирования на предприятии, в организации, цехе, подразделении.
    • При прохождении практики на промышленном предприятии студент обязательно выполняет расчеты по разделам:
      • составление производственной программы;
      • потребной численности работающих, материальных ресурсов на месячную (квартальную) программу предприятия, структурного подразделения.

5.3. На втором этапе организация (предприятие) рассматривается как открытая система.

    • Такой подход к организации (предприятию) предполагает ее анализ как системы, находящейся во взаимодействии с внешней средой. Оценка эффективности управления проводится по способности организации к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности менеджмента оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды.
    • Согласно такому подходу вертикальные организационные структуры управления системой должны быть построены по принципу сложной иерархической системы, главной задачей которой является способствование минимизации издержек. Решение этой задачи достигается следующими способами: централизованное планирование использования ресурсов и оборудования; экономия на масштабе; аккумулирование опыта.
    • В этой модели предприятия рассматриваются как общественно-хозяйственные организации,в деятельности которых заинтересованы различные социальные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь основана на том, что каждое предприятие выступает одновременно: и как производитель и продавец товаров, работ и услуг, и как покупатель, приобретающий для своего производства также товары, работы и услуги.
    • Цели предприятияпозиционируются на удовлетворении запросов определенных групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, общества в целом). Модель основана на теоретической концепции заинтересованных групп,в соответствии с которой организации учитывают разные интересы партнеров.
    • Подход к организации (предприятию) как к открытой системе предполагает принятие управленческой стратегии ограниченной оптимизации, взаимозависимости целей; достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. При этом должен соблюдаться баланс между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.

На базе анализа организации (предприятия) как открытой системы студент обязан исследовать ее предпринимательское поведение с учетом внешней среды менеджмента.
Итогом этих исследований должны стать следующие результаты.

5.3. 1. Оценки и характеристики условий и эффективности менеджмента организации (предприятия):

    • Общая оценка макроэкономической внешней среды косвенного воздействия на организацию (предприятие) и определение тех факторов и тенденций, которые в настоящее время не оказывают прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени способны повлиять на условия ее предпринимательского функционирование при соответствующих обстоятельствах.
    • Общая характеристика конъюнктуры и текущего состояния отраслевого рынка, на котором предприятие реализует свою предпринимательскую деятельность - оценка структуры (производственно-номенклатурной, пространственной, конкурентной) и характера динамичности (становление, расширение, стабилизация, сокращение) отраслевой рыночной ниши организации (предприятия).
    • Характеристика деловой среды предприятия – потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, государственные институты.
    • Стратегическое позиционирование компании (предприятия): положение на отраслевой рыночной нише и оценка конкурентных преимуществ, ключевых факторов успеха, стратегических способностей.
    • Соотношение и взаимосвязь оперативного и стратегического управления организации (предприятия).
    • Оценка кадровой политики предприятия.
    • Оценка технической и инновационной политики предприятия, тематических планов НИОКР,
    • Оценка маркетинговой политики предприятия. Оценка товарной и сбытовой политики предприятия, организации: товарный ассортимент, номенклатура; изучить методику составления производственной программы фирмы, цеха, составление контрактов на сбыт; реклама, каналы распространения.
    • Оценка финансовой и инвестиционной политики предприятия.
    • Общая оценка планирования стратегических направлений деятельности предприятия.

5.3. 2. Разработанные студентом рекомендации и предложения по совершенствованию менеджмента организации (предприятия) по следующим направлениям и аспектам:

  • Рекомендации и предложения по совершенствованию организационной структуры управления организации (предприятия).
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию системы планирования и организации производства.
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию системы управления персоналом организации (предприятия).
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию системы управления маркетинга организации (предприятия).
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию системы управления финансами и инвестициями организации (предприятия).
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию системы стратегического управления организации (предприятия).
  • Рекомендации и предложения по совершенствованию отдельных функциональных направлений менеджмента организации (предприятия).

Рекомендации и предложения по совершенствованию менеджмента организации (предприятия) по согласованию с преподавателем могут разрабатываться как в комплексе, так и по его отдельным функциональным направлениям.

 

5.4. При разработке рекомендации и предложения по совершенствованию менеджмента организации (предприятия) необходимо реализовать методологию процесса принятия управленческого решения на примере выбранной самостоятельно студентом проблемы, которая выявилась в ходе прохождения практики на предприятии (в организации) и изложить этапы этого процесса в отчете по следующей схеме:

  • формулирование проблемы;
  • выявление факторов и условий;
  • выработка вариантов решения проблемы;
  • выбор наиболее рационального варианта;
  • источники ресурсов для решения проблемы;
  • организация выполнения решения и его оценка.

5.5. В случае прохождения практики в организациях сервисной сферы экономики: банки, инвестиционные, страховые компании, торговые дома и центры, консалтинговые компании и др. - содержание практики в плане операционной деятельности и перечень обязательных расчетных материалов, характеризующих изучение действующих методик и алгоритмов проведения операций, уточняется с преподавателем кафедры.

 

VI. Структура и содержание отчета.

По окончании производственной практики студент должен в трехдневный срок представить руководителю от кафедры:
1. Дневник, заполненный по дням и подписанный руководителем практики от предприятия, в конце дневника должен быть отзыв-характеристика на студента-практиканта, подписанная руководителем практики от предприятия.
2. Отчет о практике, объемом 25-30 машинописных страниц.
Отчет по практике состоит из разделов, приложения и списка используемых материалов.    Титульный лист оформляется по форме (см. приложение).
Раздел 1. Резюме организации (предприятия). Общие сведения о внутренней и внешней среде субъекта хозяйствования как общественно-производственной системы.
Раздел 2. Анализ внутренней и внешней среды организации (предприятия), его конкурентной позиции на рыночной нише, сильные и слабые стороны внутренней среды, возможности и угрозы внешней среды, стратегические перспективы, уделив особое внимание анализу оперативного финансово-экономического состояния и стратегическим проблемам производственной, маркетинговой и финансовой политики организации (предприятия).
Раздел 3. Предложения и рекомендации (собственные) по совершенствованию управления организации (предприятия), его структурного подразделения.
Приложения.
Список использованных материалов.
3. После проверки отчета по практике студент допускается к защите отчета. Защита принимается специальной комиссией в сроки (2-я неделя после практики), установленные заведующим кафедрой. По материалам отчета студент готовит доклад (презентацию) на 10 минут. По результатам содержания отчета и защиты комиссией определяется дифференцированная оценка.
4. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляется на практику в период студенческих каникул или остается на повторное обучение.

Приложение 1.

Титул отчета

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
 «Пермский государственный университет»

 

Кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента

 

ОТЧЕТ 
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРАКТИКЕ

                                         

Студента (тки) 4 курса дневного (заочного, очно-заочного) отделения
экономического факультета
специальности «Менеджмент организации»
Павлова В.Н.
Руководитель, к.э.н., доцент    ФИО преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2009


Приложение 2.

Примерные темы курсовых работ по дисциплине
«Стратегический менеджмент»:

      • Исторические предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента.
      • Научные школы современного стратегического менеджмента.
      • Управленческая стратегия: формирование и реализация.
      • Стратегические управленческие решения в системе стратегического менеджмента.
      • Организация стратегического планирования.
      • Проекты как форма оперативно-стратегического планирования, нацеленного на реализацию корпоративной стратегии.
      • Стратегическое планирование как разработка системы стратегических плановых документов.
      • Бизнес–планирование как форма оперативно-стратегического планирования реализации стратегии.
      • Программно-целевое планирование как форма оперативно-стратегического планирования реализации стратегии.
      • Понятие, виды, типы и источники конкурентных преимуществ компании. Ключевые факторы успеха, стратегические способности и конкурентоспособность компании.
      • Стратегии корпоративных организаций и образований как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур.
      • Стратегическое управление и конкурентоспособность компании. Особенности стратегического менеджмента в малом, среднем и крупном бизнесе.
      • Стратегический позиционный анализ компании. Виды, типы и общая характеристика конкурентных позиций.
      • Алгоритм оценки конкурентной позиции компании в рыночной экономике.
      • Стратегическая позиционная оценка компании.
      • Стратегический анализ основных компонентов внутренней и внешней среды фирмы.
      • Основные стратегические позиции компании в зависимости от ее положения на рынке.
      • Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа.
      • Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом SWOT-анализа.
      • Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов товара (матрица Артур Литтл). Сильные и слабые стороны матрицы Артур Литтл.
      • Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов отраслей (матрица Хофера-Шендела). Сильные и слабые стороны матрицы Хофера-Шендела.
      • Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством  матрицы БКГ.
      • Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матриц Мак-Кинси.
      • Портфельная матрица направленной политики компании «Шелл» и ее основные стратегические альтернативы.
      • Корпоративные (базовые) стратегии компании.
      • Конкурентные (деловые) стратегии организации.
      • Ролевые (инновационно-поведенческие) стратегии компании.
      • Производственные функциональные стратегии компании.
      • Финансовые функциональные стратегии компании.
      • Стратегии защиты компании от финансовых рисков.
      • Инвестиционные финансовые функциональные стратегии компании.
      • Маркетинговые функциональные стратегии компании.
      • Стратегическое управление качеством в системе менеджмента организации (компании).
      • Управление рисками в системе стратегического менеджмента организации (компании).
      • Логистическое управление в системе стратегического менеджмента организации (компании).
      • Стратегический международный менеджмент организации (компании).
      • Кадровые функциональные стратегии компании.
      • Стратегическое управление компанией в развивающейся отрасли экономики.
      • Стратегическое управление компанией в стабильной отрасли экономики.
      • Стратегическое управление компанией в сокращающейся отрасли экономики.
      • Базовые стратегии антикризисного управления организации (компании).
      • Стратегии управления качеством в системе менеджмента организации (компании).
      • Стратегическое управление компанией в глобальной отрасли мировой экономики.
      • Стратегическое управление компанией в региональной экономике.
      • Стратегии управления стоимостью компанией.
      • Стратегии управления ценообразованием организации (компании).
      • Стратегическое управление организационным развитием организации (компании).
      • Стратегическое управление корпоративными финансами организации (компании).
      • Стратегическое управление корпоративными слияниями и поглощениями.
      • Становление и особенности развития стратегического управления в современных российских корпорациях.

       

Если кто-то хочет что-то добавить или убрать, то пишите сюда.

 

 



Hosted by uCoz